10. Окинем взглядом то, что узнали
Мы
узнали, что
есть три
источника
понимания в
музыке:
1) знакомство
с элементами
музыкального
языка;
2) знакомство
с
музыкальной
культурой;
3) прогнозирующее
восприятие (моя
главная «фишка»).
Мы узнали, что для прогнозирующего восприятия необходим внутренний музыкальный слух.
Мы узнали, что слушать музыку значит соучаствовать в её сочинении, «со-сочинять».
Мы узнали, чем должно быть систематическое изучение музыки для ребёнка – не хронологией и не последовательным изучением разных форм, но постепенным наращиванием словаря (моя вторая «фишка»).
Мы узнали, что элементарной частицей музыкального языка является не отдельный звук, а некая музыкальная фраза во всей её полноте. И следует осваивать элементы музыкального языка, исходя из этих самых частиц, а уж от них двигаться в обе стороны – и к целым произведениям, и к отдельным созвучиям (третья «фишка»).[3]
Мы узнали, что без всего вышеперечисленного невозможно соединить услышанное с нашим жизненным и эмоциональным опытом, т.е. невозможно понять.
Мы узнали кое-что о методе, но ничего не узнали о методике, поскольку для этого необходимы специальные знания и значительно больше места для изложения.
[в начало]
[3]Цитата: «Достоинства методики В. Брайнина связаны с идеей органичной целостности музыкального мышления, с желанием разрушить искусственно воздвигаемые современными методиками перегородки между сторонами единой музыкальной деятельности – между чтением с листа, внутренним слышанием, пониманием, творчеством. Здесь много оригинальных находок» – В.В.Медушевский. (Из статьи А.Щетинского «Обучать интонационному мышлению! О музыкально-педагогической системе В.Брайнина» в журнале «Музыкальная академия», М. 1993, № 1, с. 164).