V
Развитие музыкального мышления ребёнка является не целью, но средством для постижения музыкальной культуры. Развитого музыкального слуха для этого недостаточно. Представители различных музыкальных культур, обладающие развитым музыкальным слухом в пределах своей музыкальной культуры, как правило не понимают того, что к их музыкальной культуре не принадлежит. Я, например, понимаю все ноты, звучащие в китайской опере, но не понимаю смысла этих нот, поскольку те же самые ноты в европейской музыке обладают другим смыслом. Это всё равно как слово fast: в немецком языке оно означает «почти», а в английском – «быстро».
Обучение тому, что мы понимаем под «музыкальным языком», и будет для нас развитием музыкального мышления, а способность к прогнозированию поступающей музыкальной информации, к «со-композиции» слушаемого музыкального произведения, и будет для нас признаком развитости музыкального мышления. Способностью же к постижению музыкального языка, к развитию музыкального мышления обладает любой ребёнок. То, что побочным эффектом такого подхода оказывается зачастую, как показала практика, появление абсолютного слуха – не суть важно. Абсолютный слух, взятый сам по себе, вне музыкально-языкового контекста, нельзя назвать музыкальным слухом, поскольку единицей музыкальной речи является не звук сам по себе, но интонация – осмысленная комбинация звуков.
Одного лишь слушания музыки и чтения соответствующей литературы, одних лишь занятий на музыкальном инструменте и даже занятий сольфеджио в традиционном понимании для этого недостаточно. Сегодня этот когда-то эффективный подход к музыкальному развитию ребёнка уже не в состоянии решить стоящие перед нами задачи. Можно даже сказать ещё категоричнее. Этот устаревший подход может даже отбить у обучаемого интерес к музыке, поскольку восприятие не сможет поспевать за поступающей информацией. Нужен нетрадиционный и в то же время комплексный подход, учитывающий современные представления о законах восприятия. Попыткой такого подхода и является разработанная автором система музыкального воспитания.
В наше время появилось много новых технических возможностей, которые можно и нужно использовать в образовании. Разработанная система не только не отрицает применения этих новых возможностей, но свободно к ним адаптируется. Например, Московский институт новых технологий проводит эксперимент по дистанционному обучению детей-инвалидов при помощи локальной интернетной сети с использованием нашего метода. Занятия с детьми, у которых дома установлены компьютер, сканер, веб-камера (всё за счёт Института), ведёт педагог, имеющий большой опыт работы по нашей системе. Этот же Институт подготовил для учителей учебные фильмы на DVD на основе московских семинаров «Музыкально-педагогическая система Брайнина». Там же идёт работа по переносу учебного материала в формат компьютерной программы с целью использования нашего метода в самообразовании. Международная академия наук педагогического образования, Российская общенациональная секция международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО поддерживают внедрение этой системы в общее музыкальное образование. Московский Институт открытого образования (институт усовершенствования учителей) серьёзно финансирует проекты, целью которых является внедрение этой системы. Московский педагогический государственный университет открыл специальную исследовательскую лабораторию и ввёл постоянно действующий курс для студентов с целью освоения нашего метода. Работы автора этой статьи начали публиковаться уже не только в научных изданиях, как было до сих пор, но и в учебниках для ВУЗов. Получен также и заказ на написание цельного и последовательного учебника для Российских педагогических ВУЗов. Спрос на международные семинары и мастер-курсы постоянно растёт. В Университете города Пассау (Германия) имя автора указано в ряду из 39 лиц, оказавших влияние на развитие музыкальной педагогики за последние 1000 лет, а Musikschule Brainin упомянута в списке из пяти музыкальных школ, основные принципы которых необходимо знать студентам. Эта школа является на сегодня международно признанным экспериментальным центром, в котором апробируются новые наработки внутри постоянно развивающейся системы. В Германии открываются филиалы школы. Один из них (в земле Баден-Вюрттемберг) действует уже несколько лет. Два других (в землях Саксония и Северный Рейн-Вестфалия) готовятся к открытию. Слушатели наших международных семинаров используют систему в своей педагогической практике на всех континентах. В 2004 году началось внедрение системы в Латинской Америке также и на государственном уровне.
Я пишу об этом для того, чтобы скрасить нарисованную выше довольно мрачную картину и внушить всем тем, кто причисляет себя к активным жителям территории культуры, бодрость духа и оптимизм.